ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ
Плясовые песни сопровождают многие праздники и обряды как календарного, так и семейного циклов. На исследуемой территории было зафиксировано достаточное количество плясовых песен, которые здесь имеют свои диалектные названия — песни «под скок» или «скака́льные». Встречается так же определение «ско́рая». Данные формы музыкально-хореографического фольклора требуют специального изучения и в этом разделе подробно не рассматриваются. Ограничимся лишь определением ведущих признаков плясовых песен, опираясь на положения, сформулированные А.М. Мехнецовым в статье «Архаические формы русской хореографии»[1].
В пляске проявляется определённый вид и характер движения, который подчеркивается ритмикой приставного шага («притопа»). Обращает на себя внимание выразительная пластика рук, всевозможные взмахи платками, хлопки, вздымание рук вверх. Как отмечает А.М. Мехнецов, в выразительной силе пластики рук охватывается пространство верха и низа. По нашим наблюдениям, на территории юго-западных районов Калужской области положение рук народных исполнителей во время пляски неодинаково. В д. Верхняя Песочня Кировского района пляшут, не поднимая рук выше уровня талии. В д. Савино Людиновского района наоборот, во время пляски участники поднимают руки максимально высоко вверх. (см. раздел Фотографии) Подобно пляшут и в д. Орля Жиздринского района.
Во кабак идёт, шатается, д. Савино Кировского района, 2003 г.
Как уже было сказано, ритмоакцентная основа плясовых песен связана с ритмом плясового шага, который принимает участие в построении музыкальной формы. В пляске, где неразрывно связаны музыка, слово и танец наличествует беспрерывность движения, безцезурованность начала и конца. Наиболее важным оказывается структурный компонент, нежели строфа. (см. раздел Образцы напевов и перечень сюжетов плясовых песен)
[1] Мехнецов А.М. Архаические формы русской хореографии // Живая старина № 3 (63), 2009. С. 46-47.
Проект реализован
при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Номер проекта 07-04-00331a.