Комплексное мультимедийное музыкально-этнографическое
описание народных традиций Калужской области

Музыкально-этнографический атлас

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

 

МЕСТО

невесту

когда

как

жениха/

вместе

д.Войлово Люд.

+

на вечерине

На пол стелили адёжину (каратайки старинные), на стол ставили икону, хлеб-соль, невеста кланялась отцу (если не было — заочно), матери, причитывала «Батюшка мой» и «Мамушка моя»,

Мамушка мая э ты радимая.

Ты прасти, благыслави

И на Божий суд итить,

 И в чужия людюшки

 

 

д. Заболотье Люд.

+

на вечерине

Мать благословляет: крестик вешает, иконку становит. Обычно надо, чтобы жениха не было. Подстилают какую-нибудь одёжу. Падают на колени: «Мамочка, благослови в чужи люди, в чужи людюшки идти». Подымаешься и маму целуешь. Приведут тогда в кут. И вот нивесту и матерь крёснаю «медом угащали».

Свадьба (в воскресенье). Утром в день свадьбы запускают жениха с компанией. Невеста сидит за столом на шубе. Жених идёт по лавке под ее правый бок. За стол посадят, благословляют.

д.Савино Люд.

+

1.Благословляют вечером (по другим сведениям, вечером ни баславляются).

Утром в день свадьбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Невеста-сирота ходила на кладбище перед свадьбой просить благословение.

Тётка и мать накрыли  кисеёй. Одета в чехлик, фартук и платок беленький. И вот я  благословлялыся. Стаяла плакыла. Я причитывала.

Комментарий Савинкиной: «Вытягивать надо».

 

На колени невеста не вставала. М.В.: У палавину пояса. Тибе падруги держуть. У палавину пояса ты кланяисся. И пригавариваешь:

 

Боже мой. Боже!

Боже  миластивай!

Ни прашу у тибя

Ни злата, ни серибра.

А прашу я у тибя, Госпади,

Бъславеньица.

 

Савинкина: А патом:

Мамушка  мая!

Мамушщка радимая!

Ни прашу я  у тибя

Ни злата, ни серибра.

А прашу я у тибе

Божье басловеница.

Только после благословения сажали за стол девок, невеста посередине.

 

с. Вербежичи Люд.

+

1. Когда едут за невестой (утром), мать ее абаславляить.

Невеста стоит в фате из марли. Две подруги держат невесту под руки. Богу кланяются три поклона земных.

Ох и Божи мой,

Божи миласливый!

Ни прашу я у тибя

Ни злата, ни серибра.

А прашу я у тибя,

Божи, баславеница.

А баслави-ка миня

В чужи люди ити,

Чужим людям хадить.

У Бога попросили, потом у родителей, у крёстной, крёстного, старшей сестры, старшего брата, у добрых соседей и у подруг. Всё на один мотив.

 

д. Буда Люд.

+

1.

 

 

 

2. Просили благословения на кладбище с утра. Причёт плакали мать и сестра. Кажная сабе.

Када благаславляли, бывала, там «Не рика ль мая, речинька» пели.

 

Благословите меня в чужи люди. Кланялась три раза. Подстилали полотенце крюковое, и невеста становилась на колени. (С.12—14). Отличие от плача по покойнику видят в том, что : … от души горе идёт…А тут, вроди, ана плачит… ну ни ат горя… ат закона. Па пакойнику эта ж идёт ат горя, вот ат лиха. …Слава бируцца ат нужды.

 

 

Д.Коренёво Жздр.

 

 

 

Благословляют за столом, когда сидят жених с невестой. Связывали тогда полотенцем. Крёстная мать благословляет

 

Зикеево

Вечерина (в субботу или воскресенье) за 2 недели до свадьбы

 

Невеста плакала на Благословение, стоя на коленях на полушубкеСироту благословляли сестра, тётка, свояк. После плача невесте в чулане расплетали косу. Голосит невеста всё время.

 

Д.Орля

 

 

Благословение. Плакали все невесты.

 

Д.Овсорок Жздр.

Утром в день свадьбы

 

Утром невесту собирают. Благословляют. Первый раз повойник одевают до приезда жениха.

Жениха тоже благословляют и голову чешут. Крёстная.

С.Кузьминичи Куйб.

На вещере

 

Становились на што-та на коленки. На шубу, на дерюгу или на половик какой. С хлебом с солью родные, с иконой. И вот целуешь хлеб-соль. Девки уже ушли.

 

Д.Селилово Куйб.

зап.: Теплова И.Б. Теплов П.А. .Спб., Фэц. И.6263

утром

 

— до приезда жениха благословляли одну невесту, родители крестик одевали, икону полотенцем накрывали, а жениха его родители благословляли дома

 

пос. Засецкий Куйб.

утром

 

Невеста голосила в день свадьбы, до приезда жениха. На благословении

 

д.Якимово Кир.

утром

 

Басловляли иё. В голос невеста голосила. Благословляли иконой, хлебом с солью. Стелили шубу.

 

 

д.Дуброво Кир.

девишник

 

Абасловица. Анна тада падаить матери у ноги. Коврик стелят. Подымается. Икону целует и прищитывает:  Спасибо табе… И мать плачет с ней со словами..

 

 

д.Лосиное Кир.

Девишник.

У невесты вечером

Аблаславят невесту. Мать и невеста голосят. Потом крёстный и крестная с полу ведуть, сажають за стол. Невеста накрыта просто белым полотном с вышитым крестом. Приходят сбачные, сердавые женщины (посторонние люди, соседки), начинают играть жалобные песни. Ими невесту доводят до слез.

 

д.Б.Желтоухи Кир.

 

 

Благословение. Крестный и крестная берут невесту под руки, просят благословить молодую. Она кланяется ко Божьему суду. Когда так скажет три раза, тогда  берётся  за мать  и причитает: Мамушка милая! Не брось ти мене при горькем уремечку!

 

 

д.Буда Кир.

девишник

 

Невеста просила благословения, падая на коленки. Просила у брата тоже.

 

 

с.Черная Кир.

 

 

Благословение. Мать надевала на невесту крест, благословляла и плакала со словами на голос.

 

д.М. Песочня Кир.

1-й день.

В доме невесты 

Мать благословляет, плачет. «Прыгни, прыгни, моя доченька, в вечный хомутик».

 

с.Воскресенск Кир.

 

Сирота обязательно на кладбище ходила

А на благословении (дома) кто плакал, а кто и не плакал.

 

д.Бережки Кир.

утром

В доме родном.

Эта ешшо када абаславляють ие. В доме родном. Стелют шубу. Мать с отцом с иконками. Невеста падает на колени, целует. Просит прощения у матери.

 

д.Бакеевка Кир.

девишник

 

Жених пришел со своими родственниками. Меня басловлять повели. Накрывают, чтобы жениха не видеть. Поведут крёстная с крёстным вперед матери. Первая мать благословляет, потом отец, потом крёстные.

 

 

д.Чужбиновка, Анновка

девишник

 

На благословении невеста обязательно падала в ноги. Тётки причитали.  Невеста в плаче благодарит «Ой, спасибо тебе, моя матушка, за твою хлеб-соль.»

 

д.Тягаево Кир. Исп. из Сп.-Дем. р-на

 

утром

Сидели рядом с невестой подневесницы-подлищницы. Уговаривали ее. Невеста плачет, особенно при благословении. На завтра невесту сажают за стол, абаславляють.

 

 

д.Клюшки Сп.-Дем.

 

 

При благословении  мать плачет голосом. Невеста не причитывала. Мать голосом плачет хорошо, протяжно....

 

Заставляли невесту и жениха становиться на колени. Три поклона класть и целовать отца и мать

с.Пеневичи Хвст.

 

 

Благословляли каждого по отдельности. Когда невесту благословляли, тут обыгрывают. Собираются подруги, и она прощается с детством.

 

 

с.Красное Хвст.

 

Это в доме.

Три поклона дает отцу с матерью. Должна невеста прощение у них попросить. Хлеба корвига, икона. Её поцелует невеста, потом родная мать или неродная. Мать причитывает:

Потом крёстная. Первая крёстная целует. А потом заголашивают:

Она отвечала:

Под свадьбу невеста-сирота ходила на кладбище. Также просит прощения.

 

 

 

Проект реализован

при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Номер проекта 07-04-00331a.