2.3. Бассейн реки Жиздра
(Жиздринский район)
В Жиздринском районе свадебный обряд многовариантен не только по деталям, но и по песням. Особняком стоит рассказанный нам в д. Овсорок обряд села Улемец, где песенный репертуар почти не совпадал с другими селами. В частности, была песня «На море утушка купалася» и песня жениху-сироте, из которой информатор смогла вспомнить только несколько строк:
Первая сестрица голову чесала,
Другая сестрица хмелем посыпала,
А третья сестрица в поле провожала.
Встретит тебя, братец, ласковая тёща.
Несёт тебе, братец, винную чару…
В северной части района, в д. Ослинка существовал обычай ставить украшенную ёлку на вечерине. Однако этот обряд здесь относился только к невесте-сироте. Так же, как и в селах Спас-Деменского и Куйбышевского районов невеста-сирота на вечерине причитала под песню «Ёлушка, сосёнушка». Другая песня на вечерине «Обманщица», была популярна в восточных селах Людиновского района. Песню «Не было ветров» играли на свадьбе в момент приезда жениха. В д. Коренёво информаторы, рассказывая о собственных свадьбах, проходивших в конце 50-х годов, отметили, что вечерины им не делали.
В других селах Жиздринского района обычая с ёлочкой нам не встретилось. На пропое и вечерине в д. Верхняя Акимовка пели «Отошла ли дочь отъехала», «Не река ли моя реченька», «По калинову мосточку». Вечерины назначали через неделю-две после пропоя. Вечером собирали одну молодежь, одних девчат; молодки запевали старинные песни. Подружку — подневестицу — сажали против невесты, по разным краям стола, застеленного красным платком, и они начинали причитать. (Аналогичный обычай был в д. Кургановка Людиновского района.) Приносили каравай. Кто побогаче — пшенный, кто победнее — картофельный. Четыре молодки запевали старинные песни. Под песню «Обманщица, сподманщица» невеста и подружка причитали со словами (почти также как по покойнику, мотив похож, — отметила наш информатор). На вечерине также пели песни «Затопилася банюшка», «Точитя, точитя востры топоры». Потом приходили парни с гармошками-балалайками — «девок смотреть». Танцевали до утра.
Накануне свадьбы девушки обряжали хату. Еще до вечерины по девкам разносили шитье — вышивать полотенца, рубаху сшить жениху.
И в Ослинке, и в В.Акимовке Постель везут в четверг. Информатор из Акимовки отметила, что до войны постель подвозили сразу со свадьбой. Тогда «Маладую везут воперёд», за молодой подвода идет с сундуком — матрас, подушки, одеяла. Возили близкие родственники, крестная мать. Следили, чтобы никто к постели не прикасался. Подвозили постель, ждали, когда выйдет сват с бутылкой водки. Начинали торговаться.
День свадьбы. Невесту покрывали марлей на глаза. Когда подъезжал жених, бабы старые пели «Буйны ветры понавеяли, к нам гостюшки понаехали». Невеста плакала, просила благословения.
Ой, Божа мой пос. Зикеевский завод Жиздринского района, 2007 г.
Тут же звучала песня «Отошла ли дочь, отъехала» [основной поэтический мотив - потеря ключей].
В д. Орля невесту обыгрывали песней «Что не думано, девки, не гадано». Она сидела за столом с подружками, накрытая миткалём, и плакала. «Дожидают жениха, ехать расписываться надо. Тут невесту обыгрывают девки. Жених подъезжает двором. Его в хату не пускають. Заплати! А невесту схоронют в чулан, кыда он придёт за ней. Или парня нарядят в невесту. В фату».
Везут молодую на телеге с покрытыми глазами. Молодку приводят домой, заводят в чулан, крестная мать расплетает косу, делает чуб. Одевали красиво: кофту с матросками, костюм. Сатиновые юбки разных цветов. Ленты на повойниках. После того, как невесте делали чуб, она снимала марлю с глаз и садилась за стол. Это называлось — голова повита.
В деревне Орля, рассказывая о дне свадьбы, информаторы отмечали, что: «Старшие ездили венчаться у церковь. Поврозь. Она на своей повозке. Жених за нею. Туда едет наряженная девкою. А в тяплушке у церкви нарядют уже бабою. Паневу бярут с сабой. Павойник, панева, рубаха, фартук. Едут потом вместе»[1].
За свадебным столом в отличие от вечерины пели уже другие песни: «Свадебные песни были совсем весёлые», — говорили информаторы.
Наиболее популярной и хорошо сохранившейся на просватанье (сговор, сватки) в этом районе была песня «Ни на уме было девки, ни на разуме» (вар. «Отошла ли дочь, отъехала»)
За столом на Свадьбе пели «Погнулися сени» и «Понесли дары на все столы» —«када нивеста дарить». В д. Ашково и Овсорок молодых за столом обыгрывали песней «По сеням было, по сенюшкам».
[1] Информаторы из д. Орля были 20-х годов рождения
Проект реализован
при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Номер проекта 07-04-00331a.