Комплексное мультимедийное музыкально-этнографическое
описание народных традиций Калужской области

Музыкально-этнографический атлас

ОБРАЗЦЫ НАПЕВОВ И ТЕКСТОВ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ ХОРОВОДОВ 

 

№ 1 «Ох, из-за лесику, лесу темного»
(карагодная)


Ох, из-за ле́сику, леса тёмныва,
Э-ой, ли ды ляли, ой, ляли, ой, ле… лесу тёмныва[1].
Ох, лесу тёмныва, саду зилёныва.
Ох, та́ма шли-прашли́, ды два мо́лыдца.
Ох, ды два мо́лыдца оба хо́ласты.
Ох, оба хо́ласты, неженатые.
Ох, нежина́тые, кудрива́тые.
Ох, ане́ шли-прашли́, стынави́лися.
Ох, красным девушкам поклани́лися.
Ох, абнима́ли их при наро́дику,
Э-ох, увади́ли их с хыраво́дику[2].

 

Ох, из-за лесику, леса тёмного,
Э-ой, ли да люли, ой, люли, ой, ле… лесу тёмного.
Ох, лесу тёмного, саду зелёного.
Ох, там шли-прошли, да два молодца.
Ох, да два молодца оба холосты.
Ох, оба холосты, неженатые.
Ох, неженатые, кудреватые.
Ох, они шли-прошли, становилися.
Ох, красным девушкам поклонилися.
Ох, обнимали их при народику,
Ох, уводили их с хороводику.

Записано зимой 2002 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ.[3] в д. Савино, Людиновского района. Исп.: Шестиканальная запись: Новикова Н.Н., 1937 (4325-20, канал 1); Трунаева Е.Ф., 1936 и Пинахина П.П., 1927 (4321-12, канал 2); Васикова М.И., 1932 (4326-04, канал 3); Шепенкова Н.Ф., 1931 (4320-28, канал 4); Васикова К.П., 1930 (4322-25, канал 5); Савинкина А.Н., 1926 (4319-08, канал 6); общий канал (4328-04). Расш.[4]: Н.Н. Гилярова (№ 18667, 2002г.).

ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: Временные границы вождения хоровода варьируются. По одним комментариям его начинали водить с Велика дня, по другим — в Троицу и вплоть до Петровского поста. Чаще всего комментарии исполнителей относят этот хоровод к периоду троицких гуляний, но, по единичным сведениям, он мог водиться и на Благовещенье, и т.о. являлся постовым. Участники хоровода должны двигаться по кругу, разыгрывая содержание поэтического текста. В момент пропевания слов «возьмите мой платочек — покана́йтеся» девушка подавала парням платок и они по очереди перехватывали платок, чередуя руки. Чья рука оставалась сверху, после перехватывания платка с одного конца до другого (снизу вверх), тот доставался девушке. Т.о. хоровод связан с моментом выбора пары. 

 

№ 2 «Не бела заря занималася»
(карагодная)


Ни била заря занима́лыся,
Ой да люли, люли, занима́лыся[5].
Да ни ясна солнца выката́лася.
Ой, да мой милой из Москвы пришёл.
Из Москвы пришёл болен нездаро́в.
Болен нездаро́в, ево́ тётка бьёт.
— Ой тётушка, ты моя либёдушка.
Ох, ты бей-побей, калати́ дужне́й[6].
Калати́ дружней, чтоб он был дабре́й.
Чтобы был дабре́й для миня́ младой.
Папрасил́ милой халадно́й вады́.
Халадно́й вады́ са кало́дезя.
Са кало́дезя, со Дунай-реки[7].
Во первом часу я кувшин брала,
Во втором часу я вады́ принесла.
В третьем часу я домой пришла.
Падхажу́ ко двору — варо́та отперты.
Пасреди́ двара́ мой милой лежит.
Мой милой лежит, палатно́м накрыт.
В галава́х стая́т ате́ц с матерью.
Па бака́м стая́т сёстры родные.
Где мать плачет — там река течёт.
Где сёстры — там кало́́дези.
А где жена плачет — там раса́ стаи́т.

 

Не бела заря занималася,
Ой да люли, люли, занималася.
Да не ясно солнце выкаталося.
Ой, да мой милой из Москвы пришел.
Из Москвы пришел болен нездоров.
Болен нездоров, его тётка бьет.
— Ой тётушка, ты моя лебёдушка.
Ох, ты бей-побей, колоти дужней.
Колоти дужней, чтоб он был добрей.
Чтобы был добрей для меня младой.
Попросил милой холодной воды.
Холодной воды со колодезя.
Со колодезя, со Дунай-реки.
Во первом часу я кувшин брала,
Во втором часу я воды принесла.
В третьем часу я домой пришла.
Подхожу ко двору — ворота отперты.
Посреди двора мой милой лежит.
Мой милой лежит, полотном накрыт.
В головах стоят отец с матерью.
По бокам стоят сестры родные.
Где мать плачет — там река течет.
Где сестры — там колодези.
А где жена плачет — там роса стоит.

 

Записано летом 2003 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ. в д. Кузьминичи Куйбышевского района.  Исп.: Четырехканальная запись: Е.В.[8], 1940 (4473-07, канал 1); Короткова В.Л., 1937 (род. из д. Селилово) и Михайлёва Е.А., 1939 (род. из д. Быково, 4468-07, канал 2 ); Ерошенкова П.И., 1930 (род. из д. Быково, 4471-10, канал 3); Тихоненкова А.П., 1925 (род. из д. Быково, 4470-09, канал 4); общий канал (4481-13). Расш.: Н.А. Лобачева (№18885, 2003).

ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: Хоровод водили на Троицу по кругу, разыгрывая содержание поэтического текста. В центре хоровода лежал мужчина накрытый белым полотном. По некоторым комментариям народных исполнителей игра могла иметь эротическую направленность. Мужчина, лежа на земле, зажимал между ног палку, которая символизировала фаллос[9]. Когда мужчину накрывали полотном, оно соответствующим образом возвышалось. С четырех сторон к нему подходили отец с матерью, сестры родные и начинали плакать в шутейной форме согласно развитию поэтического текста. Хоровод заканчивался, мужчина поднимался.

 

№ 3 «Как под белою, под березою»
(карагодная)

Как пад бе́лаю ж да пад бирёзаю,
Ой, але́-мале́ да пад берёзаю[10].
Муж жену учил, да сёк вирёваю.
Сёк вирёваю жену низдаро́ваю.
— Дурачища муж, да атыйди́ от миня́.
Свёкар-батюшка, атыми́ миня́.
Атыми́ ш миня́ от лихо́ва мужа.
Ох, ат лихо́ва мужа, ат разбойничка.
— Ой ниве́стушка, мая́ ла́стушка,
Не мая ш воля, воля мужнина.
Забале́л мой муж, забале́л-занемог.
Забале́л-занемог, да ва пасте́лькю слёх,
Ва пасте́лькю слёх, да запраси́л вады.́
Запраси́л вады́, да вады́ клю́чавой[11].
Ва-первом часу — па ваду́ пашла́.
Во-втором часу — на гару́ взашла́.
Во-третьём часу — ваду́ черпала.
А с вадо́й пришла — муж в грабу́ ляжи́ть.
Как же мне не быть, как па нём ня выть?

Как под белою под березою,
Ой, але-але да под березою.
Муж жену учил, да сек веревою.
Сек веревою жену нездоровую.
— Дурачища муж, да отойди от меня.
Свекор-батюшка, отыми меня.
Отыми ж меня от лихого мужа.
Ох, от лихого мужа, от разбойничка.
— Ой невестушка, моя ластушка,
Не мая ж воля, воля мужнина.
Заболел мой муж, заболел-занемог.
Заболел-занемог, да во постельку слег,
Во постельку слег, да запросил воды.
Запросил воды, да воды ключевой.
Во-первом часу — по воду пошла.
Во-втором часу — на гору взошла.
Во-третьём часу — воду черпала.
А с водой пришла — муж в грабу лежит.
Как же мне не быть, как па нём не выть?

Записано летом 2008 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер, О.В. Ивашиной и студ. в с. Подбужье Хвастовичского района. Исп.: Семиканальная запись: Филимонова В.И., 1931 (5083-21, канал 1); Никонова М.М., 1932 (5078-17, канал 2); Волкова П.Ф., 1930 (5077-18, канал 3); Власова А.И., 1930 (5073-10, канал 4); Брусова Е.Е., 1935 (5075-06, канал 5); Степкина О.Е., 1931 (5084-18, канал 6); Бычкова С.М., 1938 (5071-16, канал 7); общий канал (5101-60). Расш.: А.А. Бондаренко (№19264, 2008).

ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: В с. Подбужье также существовали традиционные обряды на Троицу[12]. В воскресенье девушки и женщины шли к лесу, где была посеяна рожь, чтобы завить венки на березе. После завивания венков участницы обряда возвращались в деревню, и там начиналось хороводное гуляние. Хоровод «Как под белою под березою» был одним из излюбленных и содержал разыгрывание. Участники хоровода двигались по кругу, взявшись за руки, сначала в одну сторону, потом в другую по строфе. В центре 2 человека изображали мужа и жену. Сначала, человек изображающий мужа, должен был высечь жену, затем занемочь и лечь на землю, изображая свое нездоровье. При этом, общее движение хоровода продолжалось. В заключении муж «умирал», т.е. притворялся мертвым. 

 

№ 4 «Всем дружкам была служба объявлена»[13]
(карагодная)

Всем дружкам служба была явлена,
Ой ли, ой ляли, служба была явлена[14].
Адному́ мойму́ напирёд было сказана.
Было сказана, сказана-приказано.
Сказана-прика́зана яму́ наперёд идти.
Яму́ наперёд идти, петь запевалой быть.
Запевалой быть, песни запевать.
Песни запевать, красных де́вак выбирать.
А мойму́ дружку, яму́ ехать не ны чам.
Ехать яму́ не ны чам, кыня́ в яво́ не́тути.
Кыня́ в яво́ не́тути, купить яво́ не зы шта.
Купить яво́ не зы шта, де́нях в ево́ не́тути.
— Ах ты, ми́лай мой, ты зало́жь миня́.
Ты зало́жь миня́, купи во́рэна кыня́.
Купи во́рэна кыня́, поезжай служить.
Де́нях много выслужишь, миня́ мла́ду выкупи.
Пойду я, младёшенька, за новы воро́тички.
А гляну я, гляну вдоль по доро́жиньки.
Удо́ль па даро́жиньке — варо́н конь бяжи́ть.
Варо́н конь бяжи́ть, на нём ал лежи́ть.
На ём ал ляжи́ть — мой шелков платок.

 

Всем дружкам служба была явлена,
Ой ли, ой ляли, служба была явлена.
Одному моему наперед было сказано.
Было сказано, сказано-приказано.
Сказано-приказано ему наперёд идти.
Ему наперёд идти, петь запевалой быть.
Запевалой быть, песни запевать.
Песни запевать, красных девок выбирать.
А моему дружку, ему ехать не на чем.
Ехать ему не на чем, коня в его нетути.
Коня в его нетути, купить его не за что.
Купить его не за что, денег в него нетути.
— Ах ты, милый мой, ты заложи меня.
Ты заложи меня, купи ворона коня.
Купи ворона коня, поезжай служить.
Денег много выслужишь, меня младу выкупи.
Пойду я, младёшенька, за новы воротички.
А гляну я, гляну вдоль по дороженьке.
Вдоль по дороженьке — ворон конь бежит.
Ворон конь бежит, на нём ал лежит.
На ём ал лежит — мой шелков платок.

 

Записано летом 2003 года Н.Н. Гиляровой в д. Городец, Куйбышевского района. Исп.: Харламенкова М.В., 1923 г.р. (урожд. пос. Выселки), 4483-12. Расш.: Е.С. Мусаелян (№19079, 2006).

ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: В хоровод собирались по большим праздникам: на Благовещенье и в Троицу в специально отведенном месте. В пос. Бетлица оно называлось «Екатериновским большаком» и находилось на возвышенности. Хоровод «Всем дружкам служба была явлена» водили по кругу по часовой стрелке с разыгрыванием содержания поэтического текста: парень выбирал девушку, ходил с ней под руку внутри круга. В конце — пара должна была поцеловаться. 

 

№ 5 «На горушке роща березовая»
(карагодная)


На горошки роща бирёзывыя,
Э-ой лёли, лёли, бирёзывая[15].
Бирёзывыя, расхо́жиныя.
А у этой рощи девка гуляла.
Девки гуляли, пели, играли.
Пели, играли, цвято́чки рвали.
Цвято́чки рвали, вяно́чки вяли.
Зави́мши веночки ны гало́вку клали.
Свалился вино́чек с бу́йнай гылаве́.
С бу́йнай гылаве́, са ру́сай касе́.
— Батюшка, ш ты пайдём, вено́чик найдём.
Батюшка пашёл, венка не нашёл.
— Мамушка, пайдём, вено́чик найдём.
Маменька пашла́, венка не нышла́.
Ох, миленький пашёл, вено́чик нашёл.
Все горя маё гарева́ньице.
Все весёлае уздыха́ньице.

 

На горочке роща березовая,
Э-ой, лёли, лёли, березовая.
Березовая, расхоженая.
А у этой роще девка гуляла.
Девки гуляли, пели, играли.
Пели, играли, цветочки рвали.
Цветочки рвали, веночки вили.
Завивши веночки на головку клали.
Свалился веночек с буйной головы.
С буйной головы, со русой косы.
— Батюшка, ж ты пойдём, веночек найдём.
Батюшка пошел, венка не нашёл.
— Мамушка, пойдём, веночек найдём.
Маменька пошла, венка не нашла.
Ох, миленький пошёл, веночек нашёл.
Все горя мое гореваньице.
Все весёлое уздыханьице.

 

Записано летом 2003 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ. в д. Суборово, Куйбышевского района, 4482-13. Исп.: Карпизенкова В.Е., 1932; Устинова Т.Ф., 1918 (запевает); Полюхина Н.Е., 1917; Пинчукова В.Е., 1918. Расш.: С.Д. Снигирёва (№19212, 2006).

ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: Хоровод «Роща»[16] являлся неотъемлемой частью троицких гуляний, водили его практически повсеместно, разыгрывая содержание поэтического текста. Обычно участники хоровода двигались по кругу друг за другом, либо держась за руки, либо нет. В центре круга ходила девушка с венком на голове, затем она скидывала венок и просила его найти сначала батюшку, потом матушку и милого. Хоровод продолжается до тех пор, покуда венок не находил милый: «батюшка пошел венка не нашел… матушка пошла венка не нашла… миленький пошел веночек нашел». 

 

№ 6 «Из-под двух белых берез»[17]
(карагодная)


Ис-пад двух белых бирёз,
Ис-пад двух белых бирёз,
Ис-пад двух белых бирёз,
Пратика́ла та́ма речка.

Пратика́ла та́ма речка.
Тикла́ речка-нивели́чка,
Тикла́ речка-нивели́чка,
Выда́ была ключива́я[18].
Нильзя́, нильзя́ вады́ брать,
Нильзя́ вады́ пачерпну́ти.
У старо́ва у зладе́я,
Жена была малада́я.
Нильзя́, нильзя́ жену бить,
Нильзя ́жену паучи́ти.
Бил я жену ади́н раз,
Всю ниде́лю па ней плакал.
Я за то иё бил —
Прапила́ жина́ (й)основу.
Прапила́, пила (й)основу,
Мато́к ниток на пахме́лья

Из-под двух белых берез,
Из-под двух белых берез,
Из-под двух белых берез,
Протекала там речка.

Протекала там речка.
Текла речка-невеличка,
Текла речка-невеличка,
Вода была ключевая.
Нельзя, нельзя воды брать,
Нельзя воды почерпнути.
У старого у злодея,
Жена была молодая.
Нельзя, нельзя жену бить,
Нельзя жену поучити.
Бил я жену один раз,
Всю неделю па ней плакал.
Я за то её бил —
Пропила жена основу.
Пропила, пила основу,
Моток ниток на похмелье.

 

Записано летом 2002 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ. в д. Савино Людиновского района. Исп.: Шестиканальная запись: Новикова Н.Н., 1937 (4325-25, канал 1); Васикова М.И., 1927 (4326-10, канал 2); Трутнева Е.Ф., 1930 (4321-17, канал 3); Шепенкова Н.Ф., 1932 (4321-17, канал 4); Васикова К.П., 1931 (4322-31, канал 5); Савинкина А.Н., 1926 (4319-14, канал 6). Расш.: Н.Н. Гилярова (№19032, 2003). VIDEO

ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: Хоровод водили на Троицу по кругу друг за другом или парами друг за другом, приплясывая, согласно развитию музыкальной формы, в разделе быстро. 

 

№ 7 «Во лугах было лужочках»
(духовская)


Во лугах была лужо́чках,
Ва зелёненьких лужках,
Э-ой, да ва зелёненьких лужках.

Ва зилёненьких лужо́чках,
Там девушки гуляли,
Э-ой, да там девушки гуляли[19].
Ребятушки ва кружку.
Как пашли́ наши ребята
Удо́ль по кругу гулять,
Красных де́вак выбирать.
Вот и выбрал парень девку
Невеличку не малу.
На ней шу́бушка нава́,
Душагре́ичка красна.
В касе́ лента галуба́.
В у́хах серьги жемчужны.

Во лугах было во лужочках,
Во зелененьких лужках,
Э-ой, да во зелененьких лужках.

Во зелененьких лужочках,
Там девушки гуляли,
Э-ой да там девушки гуляли.
Ребятушки во кружку.
Как пошли наши ребята
Удоль по кругу гулять,
Красных девок выбирать.
Вот и выбрал парень девку
Невеличку не малу.
На ней шубушка нова,
Душегреечка красна.
В косе лента голуба.
В ушах серьги жемчужны.

 

Записано летом 2003 года экспедицией Н.Н. Гиляровой и студ. в д. Бетлица, Куйбышевского района, 4466-12. Исп.: Васенкова А.В., 1941 (род. из с. Хатоша); Карпизенкова В.Е., 1932 (род. из д. Суборово); Гурова З.Я., 1924 (род. из д. Садовище); Ткачева Л.А., 1939 (род. из с. Раменное). Расш.: О.В. Ивашина  (№ 19277, 2003).

ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: Народные исполнители называют этот хоровод «духовски́м». Его водили по кругу, разыгрывая содержание поэтического текста. На словах «Как выбрал парень девку» происходил выбор пары. Далее пара двигалась внутри круга, часто в противоположную от общего движения хоровода сторону. В завершении хоровода парень целовал девушку. 

 

№ 8 «Как родила меня мать да все недоноска»
(карагодная)


Как родила, ох
Как родила меня мать, да все недоно́ска,
Ой люли, да ой люле́, недоно́ска[20].

А буде ани, как узя́ли зы меня жану́ маладу́ю,
Сло́вна я́гаду наливную.
Што жина́ мужа сильно невзлюбила,
Недано́скам-недаро́скам, ше́льма[21], узыва́ла.
— Недано́сок-недаро́стак, пайдём к тёшше в гости.
Была йти им у берёзовай роще.
Превеза́ла нидаро́стка ка бе́лай бирёзе.
А сыма́, сво́лачь, пы́шла загуляла.
Она девять денёчкав, шельма, прагуляла.
На деся́тай, ше́льма, звырати́лась.
Недано́ску-недаро́стку в ноги паклани́лась.
— Бох на по́мащь! Недано́сак, пи́ру пирува́ти.
Пи́ру пирува́ти, жиру жирува́ти.
— Расхаро́шая жана́, а мне не да пиру.
Не да пиру, не да жиру, толька бы да живу.
Расхаро́шая жана́, буду карми́ть, паи́ть пи́вам.
Паи́ть пи́вам, карми́ть калачами.

 

Как родила, ох
Как родила меня мать, да все недоноска,
Ой люли, да ой люли, недоноска.

А буде они, как взяли за меня жену
молодую,
Словно ягоду наливную.
Что жена мужа невзлюбила,
Недоноском-недоростком, шельма, называла.
— Недоносок-недоросток, пойдем к теще в гости.
Было идти им в березовой роще.
Привязала недоростка ко белой березе.
А сама, сволочь, пошла загуляла.
Она девять денечков, шельма, прогуляла.
На десятый, шельма, воротилась.
Недоноску-недоростку в ноги поклонилась.
— Бог на помощь! Недоросток, пира пировати.
Пира пировати, жиру жировати.
— Расхорошая жена, а мне не до пиру.
Не да пиру, не да жиру, только бы да живу.
Расхорошая жена, буду кормить, поить пивом.
Поить пивом, кормить калачами.

 

 Записано летом 2003 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ. в д. Суборово Куйбышевского района, 4482-16. Исп.: Карпизенкова В.Е.,1932; Устинова Т.Ф., 1918 (запев); Полюхина Н.Е., 1917; Пиньчукова В.Е., 1918. Расш.: А.В. Ольшевская  (№ 19170, 2007). 

ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: По комментариям исполнительниц из д. Суборово этот хоровод не разыгрывали, просто пели на Троицу, когда шли по дороге к теще в гости. Но данный сюжет явно предполагает разыгрывание и имеет параллели с северными хороводами (например, из цикла Пинежского метища) с подробным разыгрыванием всех деталей сюжета. 

 

№ 9 «Росла лебеда выше города»
(духовская)


Расла́ лебеда вы́ше го́рыда,
Дунай мой Дунай, весёлый Дунай[22].
В этой лебеде стёжечка лежит.
Па той стёжечке старой праежа́л.
Старой-престарой, с си́вай барадо́й.
На веточку глянет, ветка вянет.
На де́вачку глянет, девка плачет.
Дева плачет, замуж не хочет,
Замуж ня хочет, памира́ть хочет.

Росла лебеда выше города,
Дунай мой Дунай, веселый Дунай.
В этой лебеде стежечка лежит.
Па той стежечке старый проезжал.
Старый-престарый, с сивой бородой.
На веточку глянет, ветка вянет.
На девочку глянет, девка плачет.
Дева плачет, замуж не хочет,
Замуж не хочет, помирать хочет.

 

Записано летом 2003 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ. в д. Кузьминичи Куйбышевского района, 4540-28. Исп.: Четырехканальная запись: Е.В.[23], 1940 (4473-09, канал 1); Короткова В.Л., 1937 (род. из д. Селилово) и Михайлёва Е.А., 1939 (род. из д. Быково, 4468-09, канал 2 ); Ерошенкова П.И., 1930 (род. из д. Быково, 4471-13, канал 3); Тихоненкова А.П., 1925 (род. из д. Быково, 4470-10, канал 4); общий канал (4481-14). Записано летом 2003 года экспедицией Н.Н. Гиляровой. Расш.: Н.С. Ренева (№19088, 2005).

ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: По комментариям народных исполнителей этот «духовско́й» хоровод водили по кругу против солнца, за руки не держались. В момент пропевания припевных слов могли приплясывать. 

 

№ 10 «На улице огонь горит»
(карагодная)

На улице аго́нь гари́ть,
На широ́кай кали́нывай,
Улица широ́кыя, э-ой![24]
Кали́навый, мали́нывай.
Ка е́таму аго́нюшку.[25]
Слита́лися два го́лубах.[26]
Поби́лися, подра́лися.
— Не бе́йтеся, не дери́теся.
Не усе́м я вам дыста́нуся.
Дыста́нуся аднаму́-ль кому-ль.
А пе́рвыму — я кукуша.
А другому — сизапёру.
За третьего — сама пайду́[27].

 

На улицы огонь горит,
На широкой калиновой,
Улица широкая, э-ой!
Калиновой, малиновой.
Ко этому огонюшку.
Слеталися два голубя.
Побилися, подралися.
— Не бейтеся, не деритеся.
Не всем я вам достануся.
Достануся одному-ль кому-ль.
А первому — я кукуша.
А другому — сизаперу.
За третьего — сама пойду.

 

Записано летом 2004 года экспедицией Н.Н. Гиляровой М.С. Альтшулер и студ. в д. Дуброво, Кировского р-на, 4540-28. Исп.: Астахова А.П., 1932; Расш.: Е.С. Романенко (№ 19276, 2009).

ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: По комментариям исполнителей д. Дуброво хоровод водили на Троицу. Сначала жители деревни собирались на хороводное гуляние, на котором звучали различные хороводы, в том числе и «На улице огонь горит». Его водили по кругу, внутри которого пара приплясывала. Плясовой характер данного хоровода подкрепляется активными хлопками исполнителей в момент пения[28]. Затем девушки уходили завивать венки в специально выбранное место — туда, где посеяна рожь. Возвращаясь к хороводному гулянию, обычно пели плясовую песню «Селезень мой сизкоса́тый» (См. аудиопример). 

 

№ 11 «У нас на улице огонюшек горит»
(карагодная)


У нас на улице аго́нюшек гари́ть,
Ой, лёли, ой, лёли[29].
А у миня́ младу́ гыло́вушка бали́ть.
Бали́ть и ни мо́жится,
А в деревне жить не хочется.
А в го́рыди ни приходится.
А в дире́вни мужуки́ дураки́.
Ани во́рыныя бидняки́.
Разу́вали бизла́патники.
— Ох, мать мыя матушка.
На что ж миня́ такую радила́?
Щисли́выю, тала́нтливыю.
Чернабро́вую дыга́дливыю.
Полюбил миня́ мало́динькай папо́к.
Падари́л мне каринко́равый[30] платок
Платочка — мне хо́чится.
А попа любить ни хо́чится[31].
По погосту волочится,
Он блинами умывается,
Пирогами утирается.

 

У нас на улице огонюшек горит,
Ой, лели, ой, лели.
А у меня младой головушка болит.
Болит и не можется,
А в деревне жить не хочется.
А в городе не приходится.
А в деревне мужики дураки.
Ани вороные бедняки.
Разували безлапотники.
— Ох, мать моя матушка.
На что ж меня такую родила?
Счастливую, талантливую.
Чернобровую догадливую.
Полюбил меня молоденький попок.
Подарил мне коленкоровый платок
Платочка — мне хочется.
А попа любить ни хочется.
По погосту волочится,
Он блинами умывается,
Пирогами утирается.

 

Записано летом 2006 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ. в д. Гайдуки Спас-Деменского р-на, 4701-32. Исп.: Артюхова З.Е., 1939; Козлова Е.Н., 1924. Расш.: С.Д. Снигирёва (№ 19213, 2006).

ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: Данный хоровод имеет плясовую направленность, его ритмо-акцентные характеристики связаны с плясовым наигрышем «Камаринский». Комментарии исполнителей из д. Гайдуки подтверждают связь хоровода с ритмикой плясового шага, по их словам: «ее танцевать на́да».


[1] Последующие строфы имеют аналогичную композицию: с припевом и повтором второго полустиха.
[2]
Варианты продолжения сюжета см. в разделе «Перечень сюжетов».
[3]
Здесь и далее сокращение студ. — студенты.
[4]
Здесь и далее указывается автор расшифровки, № по фонду расшифровок НЦНМ им К.В. Квитки МГК им. П.И. Чайковского и год расшифровки.
[5]
Последующие строфы имеют аналогичную композицию: с припевом и повтором второго полустиха.
[6]
«Дужне́й» — в значении сильней.
[7]
Далее текст записан со слов.
[8]
Фамилию исполнительницы установить не удалось.
[9]
Фаллос, как символическое изображение эрегированного пениса, является предметом культа многих языческих религий.
[10]
Последующие строфы имеют аналогичную структуру: с припевом и повтором второго полустиха.
[11]
Далее текст реконструирован по более ранней записи из фильма «Калужские напевы» (См. след. сноску).
[12]
О традициях празднования праздника Троицы в с. Подбужье снят фильм «Калужские напевы» из цикла «Мировая деревня»// Русский дом-ТВ. ТПО музыкально-развлекательного вещания. 1996 г.
[13]
Напев приведен со второй строфы.
[14]
Последующие строфы имеют аналогичную композицию: с припевом и повтором второго полустиха.
[15]
Последующие строфы имеют аналогичную композицию: с припевными словами и повтором второго полустиха. Встречается также композиция без припевных слов с полным повтором первого стиха:
«На горушке роща берёзывая,
На горушке роща берёзывая».
(Кузьминичи, Куйбышевский р-н, 4468-08).
[16]
Вождение хоровода «На горушке роща» в с. Пеневичи Хвастовичского района Калужской области запечатлено в фильме «Лето-летичко» из цикла «Мировая деревня» // Русский дом-ТВ. ТПО музыкально-развлекательного вещания. 1996 г.
[17]
Напев ранее опубликован в приложении к статье Н.М. Бачинской. Подробнее см.: Бачинская Н.М. Отчет о поездке в Калужскую область // Из архива Кабинета народной музыки Московской консерватории. Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 61. М., 2007. С. 152-181.
[18]
Последующие строфы имеют аналогичную композицию, которая может быть отражена в буквенном обозначении: аббв.
[19]
Последующие строфы имеют аналогичную структуру с цепным запевом  и повтором второго полустиха.
[20]
Последующие строфы имеют подобную структуру. Вариант распева припевных слов: «Люли, спа-люли».
[21]
«Ше́льма» — в значении плутовка.
[22]
Последующие строфы имеют подобную структуру с припевом.
[23]
Фамилию исполнительницы установить не удалось.
[24]
Последующие строфы имеют подобную структуру: припевными словами и повтором второго полустиха.
[25]
При повторе поет: «Ка этому-ль, ой да жа́ркыму»
[26]
При повторе поет: «…два удалые»
[27]
Далее повторяется первая строфа.
[28]
Ритмика хлопков в ладоши отражена в расшифровке.
[29]
Последующие строфы имеют подобную структуру с припевными словами.
[30]
«Каринко́равый» — коленкоровый. Коленкор — белая хлопчатобумажная ткань.
[31]
Далее текст в пересказе.

Хороводы  —  образцы напевов и текстов весенне-летних хороводов

Проект реализован

при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Номер проекта 07-04-00331a.