ОБРАЗЦЫ НАПЕВОВ И ТЕКСТОВ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ ХОРОВОДОВ
№ 1 «Ох, из-за лесику, лесу темного»
(карагодная)
Ох, из-за ле́сику, леса тёмныва,
|
Ох, из-за лесику, леса тёмного, |
Записано зимой 2002 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ.[3] в д. Савино, Людиновского района. Исп.: Шестиканальная запись: Новикова Н.Н., 1937 (4325-20, канал 1); Трунаева Е.Ф., 1936 и Пинахина П.П., 1927 (4321-12, канал 2); Васикова М.И., 1932 (4326-04, канал 3); Шепенкова Н.Ф., 1931 (4320-28, канал 4); Васикова К.П., 1930 (4322-25, канал 5); Савинкина А.Н., 1926 (4319-08, канал 6); общий канал (4328-04). Расш.[4]: Н.Н. Гилярова (№ 18667, 2002г.).
ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: Временные границы вождения хоровода варьируются. По одним комментариям его начинали водить с Велика дня, по другим — в Троицу и вплоть до Петровского поста. Чаще всего комментарии исполнителей относят этот хоровод к периоду троицких гуляний, но, по единичным сведениям, он мог водиться и на Благовещенье, и т.о. являлся постовым. Участники хоровода должны двигаться по кругу, разыгрывая содержание поэтического текста. В момент пропевания слов «возьмите мой платочек — покана́йтеся» девушка подавала парням платок и они по очереди перехватывали платок, чередуя руки. Чья рука оставалась сверху, после перехватывания платка с одного конца до другого (снизу вверх), тот доставался девушке. Т.о. хоровод связан с моментом выбора пары.
№ 2 «Не бела заря занималася»
(карагодная)
Ни била заря занима́лыся,
|
Не бела заря занималася,
|
Записано летом 2003 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ. в д. Кузьминичи Куйбышевского района. Исп.: Четырехканальная запись: Е.В.[8], 1940 (4473-07, канал 1); Короткова В.Л., 1937 (род. из д. Селилово) и Михайлёва Е.А., 1939 (род. из д. Быково, 4468-07, канал 2 ); Ерошенкова П.И., 1930 (род. из д. Быково, 4471-10, канал 3); Тихоненкова А.П., 1925 (род. из д. Быково, 4470-09, канал 4); общий канал (4481-13). Расш.: Н.А. Лобачева (№18885, 2003).
ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: Хоровод водили на Троицу по кругу, разыгрывая содержание поэтического текста. В центре хоровода лежал мужчина накрытый белым полотном. По некоторым комментариям народных исполнителей игра могла иметь эротическую направленность. Мужчина, лежа на земле, зажимал между ног палку, которая символизировала фаллос[9]. Когда мужчину накрывали полотном, оно соответствующим образом возвышалось. С четырех сторон к нему подходили отец с матерью, сестры родные и начинали плакать в шутейной форме согласно развитию поэтического текста. Хоровод заканчивался, мужчина поднимался.
№ 3 «Как под белою, под березою»
(карагодная)
Как пад бе́лаю ж да пад бирёзаю, |
Как под белою под березою, |
Записано летом 2008 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер, О.В. Ивашиной и студ. в с. Подбужье Хвастовичского района. Исп.: Семиканальная запись: Филимонова В.И., 1931 (5083-21, канал 1); Никонова М.М., 1932 (5078-17, канал 2); Волкова П.Ф., 1930 (5077-18, канал 3); Власова А.И., 1930 (5073-10, канал 4); Брусова Е.Е., 1935 (5075-06, канал 5); Степкина О.Е., 1931 (5084-18, канал 6); Бычкова С.М., 1938 (5071-16, канал 7); общий канал (5101-60). Расш.: А.А. Бондаренко (№19264, 2008).
ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: В с. Подбужье также существовали традиционные обряды на Троицу[12]. В воскресенье девушки и женщины шли к лесу, где была посеяна рожь, чтобы завить венки на березе. После завивания венков участницы обряда возвращались в деревню, и там начиналось хороводное гуляние. Хоровод «Как под белою под березою» был одним из излюбленных и содержал разыгрывание. Участники хоровода двигались по кругу, взявшись за руки, сначала в одну сторону, потом в другую по строфе. В центре 2 человека изображали мужа и жену. Сначала, человек изображающий мужа, должен был высечь жену, затем занемочь и лечь на землю, изображая свое нездоровье. При этом, общее движение хоровода продолжалось. В заключении муж «умирал», т.е. притворялся мертвым.
№ 4 «Всем дружкам была служба объявлена»[13]
(карагодная)
Всем дружкам служба была явлена,
|
Всем дружкам служба была явлена,
|
Записано летом 2003 года Н.Н. Гиляровой в д. Городец, Куйбышевского района. Исп.: Харламенкова М.В., 1923 г.р. (урожд. пос. Выселки), 4483-12. Расш.: Е.С. Мусаелян (№19079, 2006).
ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: В хоровод собирались по большим праздникам: на Благовещенье и в Троицу в специально отведенном месте. В пос. Бетлица оно называлось «Екатериновским большаком» и находилось на возвышенности. Хоровод «Всем дружкам служба была явлена» водили по кругу по часовой стрелке с разыгрыванием содержания поэтического текста: парень выбирал девушку, ходил с ней под руку внутри круга. В конце — пара должна была поцеловаться.
№ 5 «На горушке роща березовая»
(карагодная)
На горошки роща бирёзывыя,
|
На горочке роща березовая,
|
Записано летом 2003 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ. в д. Суборово, Куйбышевского района, 4482-13. Исп.: Карпизенкова В.Е., 1932; Устинова Т.Ф., 1918 (запевает); Полюхина Н.Е., 1917; Пинчукова В.Е., 1918. Расш.: С.Д. Снигирёва (№19212, 2006).
ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: Хоровод «Роща»[16] являлся неотъемлемой частью троицких гуляний, водили его практически повсеместно, разыгрывая содержание поэтического текста. Обычно участники хоровода двигались по кругу друг за другом, либо держась за руки, либо нет. В центре круга ходила девушка с венком на голове, затем она скидывала венок и просила его найти сначала батюшку, потом матушку и милого. Хоровод продолжается до тех пор, покуда венок не находил милый: «батюшка пошел венка не нашел… матушка пошла венка не нашла… миленький пошел веночек нашел».
№ 6 «Из-под двух белых берез»[17]
(карагодная)
Ис-пад двух белых бирёз, Пратика́ла та́ма речка. |
Из-под двух белых берез, Протекала там речка.
|
Записано летом 2002 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ. в д. Савино Людиновского района. Исп.: Шестиканальная запись: Новикова Н.Н., 1937 (4325-25, канал 1); Васикова М.И., 1927 (4326-10, канал 2); Трутнева Е.Ф., 1930 (4321-17, канал 3); Шепенкова Н.Ф., 1932 (4321-17, канал 4); Васикова К.П., 1931 (4322-31, канал 5); Савинкина А.Н., 1926 (4319-14, канал 6). Расш.: Н.Н. Гилярова (№19032, 2003). VIDEO
ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: Хоровод водили на Троицу по кругу друг за другом или парами друг за другом, приплясывая, согласно развитию музыкальной формы, в разделе быстро.
№ 7 «Во лугах было лужочках»
(духовская)
Во лугах была лужо́чках, Ва зилёненьких лужо́чках, |
Во лугах было во лужочках, Во зелененьких лужочках,
|
Записано летом 2003 года экспедицией Н.Н. Гиляровой и студ. в д. Бетлица, Куйбышевского района, 4466-12. Исп.: Васенкова А.В., 1941 (род. из с. Хатоша); Карпизенкова В.Е., 1932 (род. из д. Суборово); Гурова З.Я., 1924 (род. из д. Садовище); Ткачева Л.А., 1939 (род. из с. Раменное). Расш.: О.В. Ивашина (№ 19277, 2003).
ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: Народные исполнители называют этот хоровод «духовски́м». Его водили по кругу, разыгрывая содержание поэтического текста. На словах «Как выбрал парень девку» происходил выбор пары. Далее пара двигалась внутри круга, часто в противоположную от общего движения хоровода сторону. В завершении хоровода парень целовал девушку.
№ 8 «Как родила меня мать да все недоноска»
(карагодная)
Как родила, ох А буде ани, как узя́ли зы меня жану́ маладу́ю,
|
Как родила, ох А буде они, как взяли за меня жену
|
Записано летом 2003 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ. в д. Суборово Куйбышевского района, 4482-16. Исп.: Карпизенкова В.Е.,1932; Устинова Т.Ф., 1918 (запев); Полюхина Н.Е., 1917; Пиньчукова В.Е., 1918. Расш.: А.В. Ольшевская (№ 19170, 2007).
ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: По комментариям исполнительниц из д. Суборово этот хоровод не разыгрывали, просто пели на Троицу, когда шли по дороге к теще в гости. Но данный сюжет явно предполагает разыгрывание и имеет параллели с северными хороводами (например, из цикла Пинежского метища) с подробным разыгрыванием всех деталей сюжета.
№ 9 «Росла лебеда выше города»
(духовская)
Расла́ лебеда вы́ше го́рыда, |
Росла лебеда выше города,
|
Записано летом 2003 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ. в д. Кузьминичи Куйбышевского района, 4540-28. Исп.: Четырехканальная запись: Е.В.[23], 1940 (4473-09, канал 1); Короткова В.Л., 1937 (род. из д. Селилово) и Михайлёва Е.А., 1939 (род. из д. Быково, 4468-09, канал 2 ); Ерошенкова П.И., 1930 (род. из д. Быково, 4471-13, канал 3); Тихоненкова А.П., 1925 (род. из д. Быково, 4470-10, канал 4); общий канал (4481-14). Записано летом 2003 года экспедицией Н.Н. Гиляровой. Расш.: Н.С. Ренева (№19088, 2005).
ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: По комментариям народных исполнителей этот «духовско́й» хоровод водили по кругу против солнца, за руки не держались. В момент пропевания припевных слов могли приплясывать.
№ 10 «На улице огонь горит»
(карагодная)
На улице аго́нь гари́ть,
|
На улицы огонь горит,
|
Записано летом 2004 года экспедицией Н.Н. Гиляровой М.С. Альтшулер и студ. в д. Дуброво, Кировского р-на, 4540-28. Исп.: Астахова А.П., 1932; Расш.: Е.С. Романенко (№ 19276, 2009).
ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: По комментариям исполнителей д. Дуброво хоровод водили на Троицу. Сначала жители деревни собирались на хороводное гуляние, на котором звучали различные хороводы, в том числе и «На улице огонь горит». Его водили по кругу, внутри которого пара приплясывала. Плясовой характер данного хоровода подкрепляется активными хлопками исполнителей в момент пения[28]. Затем девушки уходили завивать венки в специально выбранное место — туда, где посеяна рожь. Возвращаясь к хороводному гулянию, обычно пели плясовую песню «Селезень мой сизкоса́тый» (См. аудиопример).
№ 11 «У нас на улице огонюшек горит»
(карагодная)
У нас на улице аго́нюшек гари́ть,
|
У нас на улице огонюшек горит,
|
Записано летом 2006 года экспедицией Н.Н. Гиляровой, М.С. Альтшулер и студ. в д. Гайдуки Спас-Деменского р-на, 4701-32. Исп.: Артюхова З.Е., 1939; Козлова Е.Н., 1924. Расш.: С.Д. Снигирёва (№ 19213, 2006).
ОПИСАНИЕ ХОРЕОГРАФИИ: Данный хоровод имеет плясовую направленность, его ритмо-акцентные характеристики связаны с плясовым наигрышем «Камаринский». Комментарии исполнителей из д. Гайдуки подтверждают связь хоровода с ритмикой плясового шага, по их словам: «ее танцевать на́да».
[1] Последующие строфы имеют аналогичную композицию: с припевом и повтором второго полустиха.
[2] Варианты продолжения сюжета см. в разделе «Перечень сюжетов».
[3] Здесь и далее сокращение студ. — студенты.
[4] Здесь и далее указывается автор расшифровки, № по фонду расшифровок НЦНМ им К.В. Квитки МГК им. П.И. Чайковского и год расшифровки.
[5] Последующие строфы имеют аналогичную композицию: с припевом и повтором второго полустиха.
[6] «Дужне́й» — в значении сильней.
[7] Далее текст записан со слов.
[8] Фамилию исполнительницы установить не удалось.
[9] Фаллос, как символическое изображение эрегированного пениса, является предметом культа многих языческих религий.
[10] Последующие строфы имеют аналогичную структуру: с припевом и повтором второго полустиха.
[11] Далее текст реконструирован по более ранней записи из фильма «Калужские напевы» (См. след. сноску).
[12] О традициях празднования праздника Троицы в с. Подбужье снят фильм «Калужские напевы» из цикла «Мировая деревня»// Русский дом-ТВ. ТПО музыкально-развлекательного вещания. 1996 г.
[13] Напев приведен со второй строфы.
[14] Последующие строфы имеют аналогичную композицию: с припевом и повтором второго полустиха.
[15] Последующие строфы имеют аналогичную композицию: с припевными словами и повтором второго полустиха. Встречается также композиция без припевных слов с полным повтором первого стиха:
«На горушке роща берёзывая,
На горушке роща берёзывая».
(Кузьминичи, Куйбышевский р-н, 4468-08).
[16] Вождение хоровода «На горушке роща» в с. Пеневичи Хвастовичского района Калужской области запечатлено в фильме «Лето-летичко» из цикла «Мировая деревня» // Русский дом-ТВ. ТПО музыкально-развлекательного вещания. 1996 г.
[17] Напев ранее опубликован в приложении к статье Н.М. Бачинской. Подробнее см.: Бачинская Н.М. Отчет о поездке в Калужскую область // Из архива Кабинета народной музыки Московской консерватории. Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 61. М., 2007. С. 152-181.
[18] Последующие строфы имеют аналогичную композицию, которая может быть отражена в буквенном обозначении: аббв.
[19] Последующие строфы имеют аналогичную структуру с цепным запевом и повтором второго полустиха.
[20] Последующие строфы имеют подобную структуру. Вариант распева припевных слов: «Люли, спа-люли».
[21] «Ше́льма» — в значении плутовка.
[22] Последующие строфы имеют подобную структуру с припевом.
[23] Фамилию исполнительницы установить не удалось.
[24] Последующие строфы имеют подобную структуру: припевными словами и повтором второго полустиха.
[25] При повторе поет: «Ка этому-ль, ой да жа́ркыму»
[26] При повторе поет: «…два удалые»
[27] Далее повторяется первая строфа.
[28] Ритмика хлопков в ладоши отражена в расшифровке.
[29] Последующие строфы имеют подобную структуру с припевными словами.
[30] «Каринко́равый» — коленкоровый. Коленкор — белая хлопчатобумажная ткань.
[31] Далее текст в пересказе.
Проект реализован
при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Номер проекта 07-04-00331a.