СВЯТОЧНЫЕ ХОРОВОДЫ
Одним из долгожданных праздников молодежи были Святки. (см. раздел Святки) С наступлением Рождества заканчивался Рождественский пост («филипповки») и начинался двухнедельный период святочных гуляний. Молодежь собиралась на зимние «посе́делки», для проведения которых откупались избы. Зимой собирались в избах по вечерам, как правило, у одиноких хозяек: «женщина адна́ была, у неё мужа не была, ещё да вайн́ы не была. С нами рядам пряма жила, хата. Ой! Де́вак, ребят мно́га сабрали́сь» (д. Буда Дмн). В Хвастовичском районе, в с. Подбужье, такие избы назывались «банями». Сами исполнители не смогли объяснить, почему так называли избы, ссылаясь на то, что так говорили всегда. Возможно, это название избы получили из-за духоты, образующейся от большого количества собравшегося поплясать народу.
Знаковыми для данного периода являются музыкально-хореографические формы, связанные с выбором пары и завершающиеся поцелуем. В условиях замкнутого пространства избы основная часть участников святочных гуляний сидела на лавках, только выбранная пара разыгрывала содержание поэтического текста и должна была поцеловаться в его завершении. Идея выбора пары прослеживается в системе языковых средств выражения. В поэтических текстах заключены любовно-брачные темы, присутствуют мотивы соединения пары и поцелуя. На уровне хореографии также происходит воссоединение пары и последующее ее движение по кругу.
В музыкальном тексте нет прямого выражения основной идеи.Но мы предполагаем существование опосредованных связей. Напевы святочных хороводов достаточно просты и кратки. Их композиционные особенности могут быть различны: с припевом и без него. Для ритмостиховой организации святочных хороводов характерен силлабический стих (4+3, 5+4 дважды повторенный в музыкально-поэтической строфе; 4+4+6 и др.). Слогоритмические особенности напева связаны с декламационным произнесением текста.
Интонационно-ладовое развитие напева происходит часто в рамках квинтового и терцового звукорядов с кадансом на I ступени и состоит из чередования двух или трех попевок. Принцип повторности краткого интонационно-ритмического звена связывается в фольклоре проявлением магической функции.
Однако на святочных посиделках звучали не только поцелуйные песни. С появлением музыканта начинались танцы, которые могли перемежаться также играми. К числу любимых народные исполнители относят игры «в ремень», «судьба», «косые», «линейка», «кольцо». Большинство святочных игр сводилось к выбору пары, которой в завершении давали задание: поцеловаться или пойти на улицу считать звезды.
В Святки, как и на многих других праздниках, пели частушки под гармонь, плясали. Но в каждой деревне существовал свой порядок проведения зимних посиделок. Например, в с. Подбужье Хвастовичского района в Святки звучали плясовые песни, исполнение которых в другое время не практиковалось: «Бабы в середу пряли», «Что ж ты, Дунюшка, безрабочая», «Ой, кумушки-голубушки», «Возле нашего окошка пролегла дорожка» и др.[1]
Отметим постоянные моменты святочных посиделок:
- выделенность в системе года, дня (Святочный период, вечернее время суток);
- определение места проведения и состава участников (откупленные избы; главные участники — молодежь; пожилые — в качестве наблюдателей);
- структура посиделок (определяется ход действий, смена жанров).
Выделенные моменты позволяют говорить о некой ритуализации происходящего процесса. Действия, совершавшиеся на зимних посиделках, формировали особую форму поведения молодежи. В ее основе лежит коммуникативная функция (происходит момент выбора пары), направленная на создание будущей семьи. Ведь посиделки являются главным местом для общения молодежи.
[1] Часть плясовых святочных песен из с. Подбужье опубликована в нотном сборнике «Песни села Подбужье». Сост. Т.А. Ситько. Калуга: Фридгельм, 2007. 64 С., илл.
Проект реализован
при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Номер проекта 07-04-00331a.